понедельник, 30 ноября 2020 г.

Dado, fb: Армения vs Азербайджан

Месяца два назад обратил внимание на картинку в телевизоре. Он работал без звука, шла передача Соловьева. Несколько людей солидного возраста кричали, размахивали руками, явно что-то доказывали друг другу. Наблюдать было интересно и смешно. Пришлось даже звук включить. Сразу вспомнилось "Уберите своих детей от наших голубых экранов".

Армения vs Азербайджан
О, Боги! Что полилось оттуда! Пересказывать не стану, естественно. Но оценку дам. Или они получают огромные деньги, приглашенные в студию эксперты, или они действительно так сильно верят в то, что говорят.
Одним словом, благодаря им, я обратил свое внимание на конфликт между Арменией и Азербайджаном. Сначала просто наблюдал, потом стал копаться в истории этого конфликта, обратился к разного рода экспертам и источникам, чтобы вынести свое независимое мнение. И знаете что? Вынес. Но об этом в самом конце.
Итак. Все, что успел узнать, прочесть, посмотреть наталкивает меня на следующее.
Азербайджан проигрывает в информационной войне. Сильно проигрывает. Стал выяснять, почему. Оказывается, что практически все медиа в моей стране - армянские. Как так получилось? Не знаю. Но на телевидении нет людей, которые отстаивали бы позицию Азербайджана. Бывают приглашенные. Видел эту женщину. Саадат Кадырову. Лучше бы никто и дальше не приходил. Провал! Ни одного из Гусманов на передаче не видел, зато Шахназаров там постоянно. Хотя, надо отдать ему должное, вел себя прилично. И еще слушал азербайджанского писателя Чингиза Абдуллаева. Не читал его произведений, не могу ничего сказать о нем как о писателе. Но как о человеке грамотном, выдержанном и интеллигентном могу сказать - да, прекрасный представитель своей страны. Вот и все, что было от Азербайджана. Если ошибаюсь, поправьте.
Самое интересное, что на этом поражения Азербайджана заканчиваются.
Дальше небольшой анализ последних тридцати лет.
Азербайджан развивается, становится популярным туристическим местом. Армения - нет.
Азербайджан строится. Дороги, дома, концертные залы. Армения - нет.
Азербайджан издает указ об охране русского языка, сохраняет русские школы, названия улиц (Гоголя, Толстого, Пушкина и т.д.). Армения - нет.
Армения кричит "долой русских оккупантов" и сжигает российские флаги. Азербайджан - нет.
Азербайджан совершенствует армию и вооружение. Армения - нет.
В Азербайджане имеются православные храмы. Католические церкви. Синагоги. В Армении - нет.
Азербайджан дружит практически со всеми. Армения умудрилась остаться одной не только в Закавказье.
Азербайджан воюет на своей территории. Армения - нет.
Армения бомбит мирные города вне зоны конфликта. Азербайджан - нет.
Читаю комментарии в соцсетях. Азербайджан представлен на прекрасном русском языке. Давит противника фактами. Армения кричит, матерится и проклинает.
Почти 30 лет Армения удерживала под своим контролем не только территорию Карабаха, из-за которой и началась война, а еще и семь прилегающих районов. Моему изумлению не было предела. Оказывается, Армения 30 лет чихать хотела на резолюции ООН, по которым все действия армянского руководства являются как минимум незаконными, если не преступными.
А когда я прочел про Грибоедова, про переселение им армян в Карабах, все карты и сошлись. И это российские документы. Не Азербайджанские.
Армения vs Азербайджан
И как вишенка на торте - это сравнение руководителей спорящих стран.
Одного выбрал народ, второй пришел к власти путем переворота.
Один из прекрасной семьи, с великолепным образованием, второй - сомнительный журналюшка.
Один владеет как минимум тремя языками, второй и на родном не очень доносит мысль. Мысль - это уже комплимент от меня.
Вышенаписанное - это так, на скорую руку. Чтобы не обременять читателя длинным текстом. Больно высказаться хотелось, а времени на большее не хватило.
Хочу сказать спасибо Соловьеву. Благодаря его бездарной передаче и беспринципным "экспертам" я узнал, что такое Азербайджан.
И последнее. Когда вся эта ерунда с ковидом закончится, я поеду отдыхать.
Азербайджан - да. Армения - нет.

воскресенье, 29 ноября 2020 г.

Немного юмора из fb

Письмо от Коли Бакинского тезке Николу Пашиняну
Уважаемый Никол Воваевич,
Пишу Вам из Баку со словами благодарности и поддержки, так как уверен, что Вы очень много сделали и хотели сделать для своего народа, да и моего тоже, но, в силу объективных и субъективных факторов, Вам это не удалось. Прошу Вас, не отчаивайтесь, с кем не бывает. Главное - благие намерения, хотя ими и вымощена дорога в ад.
Я искренне не понимаю того оголтелого фанатизма и национализма на сказочно красивой Театральной площади (как многим известно, Ереван - это маленький Париж, правда, очень маленький, может, и не Париж вовсе, но тоже сойдёт), что мне, к глубокому прискорбию, пришлось наблюдать через российские СМИ. Как эти недальновидные, даже где-то, может быть, тупые люди не понимают, что Вы сделали очень решительный, мужественный шаг и остановили войну, и тем самым спасли столько жизней. Тысячи жизней безвинных армянских мальчиков, бездумно брошенных на алтарь войны! И слава Богу! Ведь доблестная азербайджанская армия не преследовала цели убить как можно больше армян, нет, конечно же, нет, только освободить незаконно оккупированные земли. Никто из протестующих на этот шаг не решился бы, трусы! Как воевать, так людей не хватает, а как беспорядки устраивать, так сразу же появились здоровые жлобы с пеной у вонючего (простите, пожалуйста) рта, бесящиеся от бессилия и злобы. Что вы сейчас появились, почему на фронт не пошли, когда вы там были так нужны? Мы бы мигом избавили соседский армянский народ от таких лицемеров. Добрая половина «легендарного» батальона «Арабо» осталась в виде фарша в Агдере, выжившие же удрали, побросав своих раненых товарищей. И теперь эти недобитки устраивают беспорядки в Ереване, не стыдно?! «Легендарный»? Полагаю, что эта война развеяла многие легенды.
Вы, в отличие от своих лицемерных предшественников, единственный, кто, как мужчина, сказал, что Карабах - это Армения, и точка. Я, конечно же, с этим не согласен. Но прекрасно Вас понимаю, сколько же можно было тянуть этот ничего не значащий переговорный фарс? Ведь надо же было когда-нибудь поставить точку в этом затянувшемся конфликте. И Вас уверили, что время наступило. Тут и неприступная «линия Оганяна», тут и непоколебимая вера в непобедимость бравых армянских солдат, и в то, что азербайджанцы трусы, и воевать не умеют. Особо наглые утверждали «новая война - новые территории», и даже хвалились, что возьмут Баку! Ваша в чем вина? Пусть эти подонки и держат ответ перед многострадальным армянским народом за обманутые надежды! Сколько же можно этому народу страдать?! Я не Вас спрашиваю, а этих террористов из Дашнакцутюн и АСАЛА! Ведь наивный армянский народ им поверил, и в простоте своей возрадовался.
Это же не Ваша вина, что, сказав точка, и в ответ на очередную провокацию вы получили многоточие точечных ударов дронов и наведённой дронами артиллерии. Кто мог ожидать такого коварства от азербайджанцев? Сам в шоке! Мало ли было провокаций с Вашей стороны, но все же ограничивалось перестрелками на линии соприкосновения, и азербайджанцы просто куда-то там безрезультатно жаловались, но там же есть могущественная армянская диаспора, которая все переврет, как надо, как годами и делала. А тут такое началось.
Согласен, что несправедливо. Почему именно во время Вашего правления? Почему не при Саргсяне и Кочаряне? Я думаю, что опять-таки азербайджанцы своих же карабахских прикрывали. Что за кумовство такое?!
Почему ПВО не сработали и позволили беспилотникам безнаказанно хозяйничать в небе? Почему вместо беспилотников сбивали кукурузники, и тем самым выдавали своё местоположение? Я понимаю, что хитрые азербайджанцы обманули, а они и повелись, но почему после якобы сбитого 50-го самолета не проверили, что на самом деле сбили, и продолжали вестись? Вы что, в ПВО особо тупых набираете? Почему бравые армянские солдаты начали дезертировать уже на пятый день войны? Это тоже Ваша вина?
Особо отмечу дегенератизм (другим словом не назовёшь) армянского высшего военного командования, которое, вместо того, чтобы оборонять Гадрут, решило пойти в безрассудную контратаку. При этом ложно Вас информировало об успехе, а Вы, в свою очередь, и весь народ. В итоге попали в подготовленную ловушку, и танковую колонну перебили на марше. Я сам видел и даже с удовольствием пересматривал.
И почему Губатлы взяли всего тремя пикапами? У меня в начале войны реквизировали пикап для нужд армии. Что за блажь такая освобождать районы пикапами?! Надеюсь, мой вернут в целости и сохранности. И, наконец, почему командиры батальонов отказывались выполнять приказы, они же не элитные барышни по вызову, сами выбирающие клиентов.
Всех под трибунал! Всех без исключений! Об освобождении Шуши даже говорить не буду, больно за Вас.
Не могу не отметить истинных врагов армянского народа Пегова, Соловьева и Абрамяна, которые бессовестно врали, что на фронте все хорошо. Ведь если бы не это враньё, то и Вам тоже не пришлось бы не говорить всей правды, а, может, Вы тоже им поверили. А ведь сколько жизней можно было бы спасти с обеих сторон, скажи они правду. Но я надеюсь, что «мудрый» армянский народ с ними со временем разберётся. Если, конечно же, к тому времени с ними не разберёмся мы. Так что поторопитесь, я поставил на Вас.
Вы же честно признались перед народом, что войну можно было бы остановить в начале на более выгодных условиях, Вы наивно надеялись, что враг не пройдёт и сам начнёт искать мирных переговоров. И, предложи Вы народу мирное урегулирование, Вас никто бы не поддержал. Здесь я Вам абсолютно верю. Пусть каждый армянин, в первую очередь, себя спросит и даст честный ответ самому себе, прежде чем винить Вас. Сказались годы пагубной националистической, шовинистической пропаганды.
И, конечно же, никто из вас не ожидал беспримерного мужества азербайджанского солдата (а как красиво Шушу освободили в штыковом бою против танков!), твердость и мужество нашего любимого Президента, который смог выстоять под неимоверным прессингом и завершить начатое.
Но я искренне надеюсь, что, после разгромного и позорного поражения, армянский народ найдёт в себе силы переоценить ложные догмы и, наконец, сбросит позорное бремя шовинистического фашизма и научится жить в мире и согласии с соседями без беспочвенных территориальных претензий, и перестанет наконец плакаться всему миру. Миру глубоко начихать. А мы с удовольствием вам поможем.
Я вот не понял, что там с турецкими миротворческими войсками? Они что же, вместе с русскими вас защищать будут? Вай, больше никого не нашли? Коварный Кремль опять обманул, с них станется. Они в большой политике многие годы, а Вы совсем недавно. Но ничего, на ошибках учатся. Уверен, Вы ещё ему отомстите.
Конечно же, было очень неприятно видеть, как Вы бессовестно соврали в прямом эфире российского канала о сбитом штурмовике, не первое же лицо должно об этом врать, пусть врало бы, как всегда, Минобороны Армении. Это же нивелировало все последующее враньё. Но мне кажется, что вы лично и не собирались, просто повелись на провокацию бессовестной Скабеевой. Ну, а насчёт каких-то сирийских боевиков, которые нам, якобы, водку пить запрещают, ну, тут, Воваевич, Вы перегнули. Их и не было, и нужды в них не было. А водку нам пить никто не запретит, «ни царь, ни бог и не герой». Пили, пьём и будем. А сколько за Победу выпили!
И, напоследок, я очень надеюсь, что, как истинный демократ, Вы проведёте расследование, найдёте и накажете всех виновных в обстреле наших мирных городов кассетными бомбами и ракетами, а также тех, кто призывал и пытался взорвать Мингячевирское водохранилище, и тем самым вызвать экологическую катастрофу в регионе. Если Вам вдруг скажут, что мы там ракетные комплексы прятали, не верьте, они уже столько раз Вас обманывали, и мы, в отличие от «благородного» противника, такого не сделали бы. Почему ни в одну военную цель не попали? Наверное, потому, что их там и в помине не было. Или ракетчики у Вас тоже криворукие?! Лучше выдайте преступников нам.
Ну, а если сами отдали такой преступный приказ, то выдайте нам самого себя, мы Вас справедливо осудим и строго накажем. Надеюсь все же, что Вы не причастны и одержите победу над врагами в Армении, как мы одержали. А карабахский клан уж точно можете нам выдать, они же, в конце концов, граждане Азербайджана. Тогда и Вы не будете причастны к их гибели, и мы с удовольствием совершим запоздалое возмездие над преступниками, но после, конечно же, справедливого суда и приговора.
Напоследок попрошу Вас все же ответить нашему Президенту на вопрос: «Ня олду, Пашинян? Что стало, Пашинян?» Ведь сколько раз уж спрашивал, право неудобно, и мы все ждём.
Надеюсь, что это письмо дойдёт и найдёт Вас в добром здравии.
А посему искренне Ваш,
Коля Бакинский
25/11/2020
P.S. А унитазы можете оставить себе. Это подарок.

Блогер Д.Агаронов: о будущем Страны Азербайджан


 ...задолго да нашего сегодняшнего дня в многочисленных обсуждениях по политическим темам я неоднократно высказывал свое мнение насчет того, какова должна быть общественно-политическая доктрина нашей страны.
остаюсь при этом мнении и сейчас - эта доктрина должна опираться на две вещи:
Профессионализм и Интеллект.
в частности, общественный интеллект.
эти два параметра должны носить характер тренда в нашем обществе.
практически безупречный исторический проект с восстановлением целостности страны мы смогли осуществить исключительно благодаря этим двум важнейшим качествам.
и именно в силу тотального отсутствия их у противника он потерпел сокрушительное поражение.
я оставляю за скобками такие вещи, как мотивация, благородство целей, справедливость позиции...
они, несомненно, играли важную роль, но как раз являлись при этом лишь аспектами.
а что касается такой красивой вещи, как поддержка народа, то и она не есть решающий фактор - лидер наших соседей имел абсолютную поддержку и вотум доверия среди своих.
но, увы...
очередной раз мы убедились в том, что на площадях можно только цирковое представление бродячих артистов делать, но не политику.
да, мало иметь было народную поддержку.
мало было умения собирать толпы и говорить правильные вещи.
мало было просто хотеть - надо было еще и уметь, уметь, уметь
решать вопросы.
мы это сумели.
Азербайджан сегодня невероятно моден в мировом общественно-медийном восприятии.
наша чрезвычайно модернизированная и грамотная военная операция заставила мир посмотреть на нас по-другому.
и мы реально новаторы.
теперь хотелось бы быть новаторами и в умении позиционировать на геополитическом рынке.
я хочу, чтобы у нас все изменилось.
я жду этого очень.
а я - лишь один из миллионов граждан этой страны.
не побоюсь сказать, что со мной согласится абсолютное большинство моих сограждан.
не хочу этих игтидар-мюхалифятов в том провинциально-чушкарском смысле, в котором мы это видели.
у нас - одна Страна.
и каждый гражданин прежде всего должен служить именно ей.
все эти подростковые внутриполитические войнушки должны остаться в прошлом.
мы не можем уже смотреть на окружающий мир через призму своих недалеких пристрастий и амбиций.
мы должны понимать вещи верно,
чтобы принимать решения правильно.
я совсем не пытаюсь вывешивать тут лозунги типа того,
что ай ня билим мы все должны объединиться вокруг нашего общенационального Али Баш Командана и бить в литавры.
эти лозунги не нужны ни народу, ни самому президенту -
и так все ясно, что человек делает свою работу отлично.
но я хотел бы,
чтобы все, для кого первым долгом существует чувство Страны, независимо от того, к какому лагерю они причислялись вчера,
сегодня получили бы реальное приглашение реализовать свои силы на новом социально-политическом поле этой Страны.
чтобы мерилом деятельности на этом поле были Интеллект и Профессионализм.
чтобы поменьше болтали бы все.
чтобы реально работали бы.
я знаю, что в таком случае многие считающие себя большими умницами слетят с дистанции.
просто уйдут, потому что их амплуа - просто быть в оппозиции.
зато гораздо больше действительно умных и достойных людей смогут работать во благо своей Страны.
как они этого и хотели бы.

Эдуард Нагдалян: «Наши вожди, в силу своего провинциального недомыслия, не договорились с Гейдаром Алиевым»

 В армянском обществе все сильнее звучат голоса трезвых и здравых политиков, экспертов ученых, призывающих свое правительство и общественность отказаться от агрессивной политики в отношении соседнего азербайджанского государства. Левон Тер-Петросян, Жирайр Липаридян, Гаяне Айвазян, а вот сейчас известный политолог Эдуард Нагдалян призывают найти формулу компромисса с Азербайджаном и установить добрососедские отношения после двух кровавых войн за четверть столетия.

В этом свете статья Эдуарда Нагдаляна, опубликованная на страницах армянского издания Arminfo.info – попытка объективного анализа внешнеполитической концепции и карабахской политики армянского правительства после подписания Бишкекского протокола. Э.Нагдалян полагает, что бывшие руководители Армении упустили шанс добиться прочного мира с Азербайджаном. А учитывая вотум доверия Никола Пашиняна, ему удастся довести процесс до логического завершения и создать новую систему взаимоотношений с Азербайджаном.

Представляем вниманию читателей haqqin.az концептуальную статью независимого эксперта Эдуарда Нагдаляна без изменений и сокращений.

* * *

Эдуард Нагдалян

К сожалению, в армянском обществе сохраняется досадное недопонимание того,  что произошло на самом деле и почему мы получили именно такой результат в ходе войны. Для понимания этого следует вернуться назад, в 1994 год, когда Армения победила в первой войне с Азербайджаном.  

Как известно, тогда Армения, обеспечив контроль над самим Нагорным Карабахом, одновременно захватила 7 районов Азербайджана в качестве «зоны безопасности», и именно это обстоятельство является ключевым для понимания.  Дело в том, что все сегодняшние события и сегодняшний результат  – это последствия захвата именно этих семи районов Азербайджана, а не проблема независимости Карабаха.

Вначале мы были честны сами перед собой. Мы честно признавали, что зона безопасности, все эти семь районов  – это  временно оккупированные азербайджанские земли, которые предназначены для будущего торга вокруг статуса Карабаха.

суббота, 28 ноября 2020 г.

Рецензия Кямрана Рзаева на фильм о Карабахе

Не знаю как я пропустил этот фильм в 2014 году и узнал о нём только сейчас, но судя по статусам друзей в фейсбуке – не один я такой. Не побоюсь быть безапелляционным. Это самая лучшая художественно-документальная визуализация событий первой карабахской войны из того что я смотрел. Мне пришлось пересмотреть фильм трижды, чтобы абстрагироваться от эмоций и попробовать разобрать составляющие фильма для этой рецензии.
Документальный фильм «Бесконечный коридор» снят в 2014 году литовским режиссёром
Aleksandras Brokas
. Фильм повествует о событиях ходжалинской трагедии и большей частью основан на записях из дневника литовского журналиста
Ričardas Lapaitis
, путешествующего налегке по стране советской на закате её существования. Судьба заносит его в Армению, где он впервые слышит об «исторических» притязаниях её народа на Карабахскую землю. Там его отговаривают от планов посетить Азербайджан и Карабах, так как злые соседи с ним могут расправиться. Через какое-то время любопытство всё же берёт своё и Ричардас решается отправится в Азербайджан. Время путешествия попадает на конец февраля 1992 года. Судьба распорядилась так, что Ричардасу довелось увидеть самую чёрную страницу армянской оккупации Карабаха. Резню в Ходжалы.

пятница, 27 ноября 2020 г.

Жирайр Липаритян: После поражения мы растеряны и кругом видим растерянность

 Бывший старший советник президента Армении, профессор Мичиганского университета, историк Жирайр Липаритян выступил с концептуальной статьей «Что произошло и почему? Шесть тезисов», в которой излагает свой анализ причин поражения Армении и армянского народа. Липаритян также поднимает актуальные и наиболее острые философские проблемы в современном армянском обществе, обвиняя как политическую элиту, так и сам армянский народ в том, что они долгие годы находились в плену иллюзий и самообмана, игнорируя реальную действительность. Автор называет достигнутое соглашение по Карабаху «лучшим, на что могли рассчитывать армяне в случае войны», а также размышляет о будущем Армении и путях преодоления кризиса. Haqqin.az представляет читателям данную статью без изменений.

***

Жирайр Липаритян

Мы проживаем очень тяжелый период нашей истории. С 27 сентября по 10 ноября наша армия вела жестокую войну и понесла ощутимое поражение, которое сопровождают колоссальные последствия.

Прежде чем найти выход из темного туннеля, по сути, пути выхода оттуда, нужно понять, что произошло и почему. И нам необходимо смириться со случившимся, принять его. Многие мои коллеги дали ответы. Это – моя лепта в данной полемике.

среда, 25 ноября 2020 г.

Обращение Президента Ильхама Алиева к народу


-Дорогие соотечественники. Сегодня Кяльбаджарский район освобожден от оккупации. Сердечно поздравляю по этому случаю весь азербайджанский народ.

Дорогие кяльбаджарцы, поздравляю! Ваш родной район освобожден от оккупации. Азербайджанский народ на протяжении многих лет с нетерпением ждал этого дня. Кяльбаджарский район был оккупирован 2 апреля 1993 года. Невинные люди варварски были изгнаны с земли предков. Историческим памятникам, природе Кяльбаджара нанесен большой ущерб.

Оккупация Кяльбаджарского района была большой трагедией. Оккупация каждого района была большой трагедией. После оккупации в мае 1992 года Шушинского и Лачинского районов оккупация и Кяльбаджара создала географическую связь между Арменией и Нагорным Карабахом. Всем хорошо известно, что бывшая Нагорно-Карабахская автономная область не имела границы с Республикой Армения. Армению от Нагорного Карабаха отделяли Лачинский район, Лачинский коридор. Оккупация Лачинского, Шушинского районов, а вслед за ними Кяльбаджарского района создала географическую связь между Арменией и Нагорным Карабахом на обширной территории, в этом и заключалась цель врага. После оккупации Кяльбаджара между Арменией и Нагорным Карабахом было налажено сообщение, можно сказать, по многим дорогам, и в первую очередь были отправлены оружие, техника, живая сила. В то же время это обеспечило большие преимущества и последующей захватнической политике Армении.

вторник, 24 ноября 2020 г.

Ильхам Алиев и Мехрибан Алиева в Агдаме (видео рус)

 


23 ноября Президент Ильхам Алиев и первая леди Мехрибан Алиева побывали в освобожденном от оккупации городе Агдам.

По дороге в Агдам Президент Ильхам Алиев, сам управлявший автомобилем, сказал:

-Смотрите, линия обороны врага.У врага было несколько линий обороны до Агдама, смотрите.

Сейчас мы переезжаем на земли, освобожденные от оккупации. Направление – город Агдам. Мы без единого выстрела освободили город Агдам и земли Агдамского района, находившиеся под оккупацией. Одержав победу над врагом на поле боя, мы вынудили его покинуть Агдамский район.

Смотрите, еще одна линия обороны. А справа - разрушенные врагом дома граждан Азербайджана. Пусть весь мир увидит, в какое состояние варвары привели наши села, с какими вандалами мы столкнулись, над какими дикарями одержали победу. Весь мир должен видеть это.

понедельник, 23 ноября 2020 г.

Aygül Məhərrəm, fb: Цена победы огромна

 Неспособные осилить многобукв могут пройти мимо. Не хочется экономить слова. Так что статус для тех, кому важен его посыл.

Мы потеряли тысячи наших сильных, красивых, здоровых и талантливых детей в этой войне.
Все эти невосполнимые потери на совести ее зачинщиков, отравленных идеями своих фашистских предводителей, которым они ставят памятники, и на которых молятся.
Мне бесконечно жаль всех наших шехидов, наших воинов-освободителей, благодаря которым нам посчастливилось дожить до этого дня.
Я счастлива, что не теряла надежды ни на минуту, несмотря на все заверения, что поезд уже ушел, и нужно смириться с тем, что Карабах уже никогда не вернется.
Много лет моей подписью было и есть высказывание одного арм@го военачальника, понимающего, что проиграть битву не означает проиграть войну:
"Тема Нагорного Карабаха далеко не исчерпана. Рано или поздно, если только какой-нибудь метеорит не уничтожит половину населения земного шара, азербайджанцы все равно попытаются решить этот вопрос."
Мы успели.
Успели до того, как метеорит уничтожит половину населения земного шара.
Цена победы огромна.
Мы заплатили за нее нашим золотым генофондом.
Казалось бы, мы должны были выработать броню и постараться относиться к этим потерям как к чему-то неизбежному, без чего не может обходиться ни одна война в принципе.
Пока не получается. Слишком тяжела потеря, слишком велико горе.
Но за несколько дней, прошедших после прекращения огня, мы уже начали думать категориями мирного времени, пытаясь смотреть в завтрашний день с надеждой и оптимизмом.
Мы даже научились не обращать внимания на вселенский плач, поднятый "демократической" общественностью и штатными пропагандистами зомбоящика по поводу необходимости защиты христианских ценностей на азербайджанской земле.
Так, как будто бы остальные ценности в защите не нуждаются.
Под остальными ценностями я подразумеваю человеческую жизнь.
Ту самую жизнь, которую сегодня потерял наш офицер, полковник Бабек Самидли, подорвавшийся на мине, заложенной агонизирующими оккупантами.
Вот такая вот гримаса войны.
Оккупанты покидают наши земли, оставляя за собой кровавый след, уносящий наших любимых.
А мы будем оправдываться за то, что еще не совершали, но нам на всякий случай погрозили пальчиком, чтобы и не вздумали совершать.
Превентивно, так сказать. Мало ли чего можно ожидать от вандалов.
А пока мировая общественность грозит нам пальчиком, я задаюсь вопросом - кто обратится в "ЮНЕСКО" по поводу сохранения лучшего памятника жизни на земле - человека?
Кто нам вернет нашего полковника, погибшего от рук настоящих вандалов?
Кто погрозит пальчиком любителям закладывать мины, жечь леса и сжигать зверей заживо в хлеву, чтобы они не достались азербайджанцам?
Кто ответит за расстрелянные оккупантами памятники великих деятелей азербайджанской культуры, которых подарила миру карабахская земля?
Превентивно уже не получится, это свершившиеся факты.
Я не в обиде ни на кого. Предпочитаю искать вину в нас самих, а не в окружающих.
Где-то упустили момент, где-то поленились, где-то проявили равнодушие, где-то непрофессионализм - причин может быть масса.
Одна из них в том, что рядом с каждым из сочувствующих ИМ есть хоть один из них, кто ест с ними из одной тарелки, пьет из одного стакана и ходит с ними на один унитаз.
А это, сами понимаете, святое дело.
И забвению не подлежит.
Мы же варимся в своем соку.
Ломаем копья в своем сегменте, пишем письма, обращения, крики души, но делаем все это спорадически, разрозненно, без четкой стратегии и тактики ведения информационной войны.
Мы ищем среди нас тех, чьи голоса прозвучат на весь мир, чтобы от них нельзя было отмахнуться, чтобы их обязаны были выслушать и взять на вооружение их аргументы.
Если среди нас нет личности подобного масштаба в одном лице, то мы сами, каждый в отдельности и все вместе, должны ею стать - слепить ее из множества других, стать единым кулаком и бить им точечно, направленно, как это делали наши беспилотники.
А если надо, стать нашими спецназовцами, взбирающимися по отвесным скалам Шушинской крепости, считающейся неприступной, но покоренной силой духа и беспримерным мужеством азербайджанского спецназа.
Освобождение Шуши войдет в историю как пример того, как неприступное становится доступным, когда есть мотивация, самоотверженность и готовность идти до конца, вкупе с высочайшими воинскими навыками и профессионализмом.
За короткое время этого достичь невозможно. Мы готовились к освободительной войне 30 лет, а наши противники в это время вели войну в информационном пространстве.
Так что все справедливо - каждый побеждает в том, в чем он сильнее.
Меня наша победа как-то больше устраивает. А вас?

Maraglı söhbət

воскресенье, 22 ноября 2020 г.

Нигяр Ахундова, кандидат искусствоведения: Ответ Ирине Прохоровой

 Главному редактору журнала «Новое литературное обозрение»

г-же Прохоровой Ирине Дмитриевне

Уважаемая Ирина Дмитриевна!

Начну с признания…

Я наблюдаю за Вами многие годы. Смотрю, слушаю, восхищаюсь Вашими выступлениями и интервью, не перестаю удивляться тому, как Вы неустанно трудитесь, созидаете, помогаете окружающим Вас людям… Не отстранились, не дистанцировались, вместе со всеми переживаете за то, что происходит с Вашей страной и с Вашим народом.

Прекрасно помню, под каким впечатлением я находилась от Вашего выступления на предвыборных дебатах в 2012 году с Никитой Михалковым. Вы не просто дискутировали и переубеждали, а буквально сразили Никиту Сергеевича своей интеллигентностью, выдержкой, неординарностью, свободой мысли. И надо отдать ему должное — он нашел единственно верную фразу для финала: «Если бы выдвигались Вы, а не Ваш брат, то я бы голосовал за Вас». Несмотря на то, что выборы были проиграны, в моем сознании, как и в сознании миллионов людей, Вы стали символом высокой духовности, истинного русского патриотизма и европейской толерантности.

Но услышав Ваше интервью на «Эхо Москвы», я испытала очень сложные чувства. С одной стороны, я ни на минуту не сомневаюсь в искренности Ваших высказываний по поводу Карабахской войны, Ваших соболезнований азербайджанской и армянской сторонам, а, с другой, – понимаю, что определенные штампы, тиражируемые в агрессивной информационной среде, влияют даже на таких независимо мыслящих людей, как Вы.

Абсолютно уверена, что Вам, так же, как и мне, не могут нравиться горлопаны, которые оскорбляют и унижают людей в студии, нападают на приглашенных экспертов, а порой и не гнушаются рукоприкладством. Но самое главное, что изо дня в день с экранов ТВ извергается информация, которая буквально вколачивается в сознание телезрителей по принципу — «сто раз повторенная ложь становится правдой».

Мы, азербайджанцы, никак не можем понять, почему очевидные для всего мирового сообщества, в том числе, и для Российской Федерации истины о принадлежности Нагорного Карабаха и 7 оккупированных районов Азербайджану постоянно подвергаются сомнению и ревизии в российских СМИ?

Почему люди, работающие в сфере законотворчества, те же депутаты, например, напрочь отвергают законы международного права и ссылаются в своих размышлениях на исторические хроники тысячелетней давности? Разве какая-то из современных стран существует сегодня в границах I или II века н.э. Может, Франция, Германия или Россия?

Почему никто не остановит российских депутатов, политологов, экспертов, сознательно и совершенно безнаказанно разжигающих националистические страсти, оскорбляющих нашу страну, наш народ, нашего Президента?

Почему 30 лет тому назад весь мир молча наблюдал за тем, как из Армении, потом из Нагорного Карабаха, а затем и вовсе из прилегающих к нему 7 азербайджанских районов самым беспощадным образом и целенаправленно изгонялось местное население, и осуществлялась этническая чистка? Только вдумайтесь в эти цифры — беженцами и перемещенными лицами за несколько месяцев в начале 90-х годов стали около миллиона человек. То есть каждый восьмой житель Азербайджана на тот период был беженцем.
Под насмешки и улюлюканье армянских боевиков раздетые, босые, испуганные и уж абсолютно точно без всякого сочувствия со стороны либерально-демократической интеллигенции азербайджанцы покидали свои родные дома — в прямом смысле этого слова под дулами автоматов. Не буду Вас утомлять видео и фотодокументами — при желании их можно легко найти в интернете. Но один фильм я все-таки настоятельно советую Вам посмотреть. Это документальная лента «Бесконечный коридор» литовского режиссера Андрюса Брокаса, главным героем которого невольно оказался журналист Ричардас Лапаитис. Этот фильм много раз пытались убрать из интернета, но пока этого еще не удалось сделать, посмотрите. Вам надо это увидеть.

Сегодня, наблюдая за армянами, покидающими оккупированные азербайджанские территории, тот же самый мир преисполнен сострадания. Так и хочется спросить — где же вы все были 27 лет тому назад со своей эмпатией и тягой к справедливости? Почему не видели того, что происходило у всех на глазах? Может, если бы мир проявил тогда по отношению к азербайджанскому населению чуть больше понимания и сочувствия, то и не произошло бы столько бед за эти годы? Жили бы все на своих местах, и не пришлось бы обманутым своим руководством армянам вселяться в дома изгнанных азербайджанцев, а теперь освобождать их с такой горечью и злостью — сжигая дома, вырубая вековые деревья, бросая на дорогах трупы забитых животных, — одним словом, оставляя после себя пепелище и экологическую катастрофу.

Масштаб разрушений на освобожденных землях поражает. Полностью уничтожены и разграблены жилые дома, школы, больницы, административные здания, музеи, памятники культурного наследия, даже кладбища. Из 67 мечетей, оставшихся на оккупированных территориях, разрушены 63, а среди обломков этих мечетей держали свиней.

На фоне этих варварских разрушений российские архитекторы из «АРХНАДЗОРа» обращаются к Президенту России с просьбой взять под охрану и предотвратить возможные осквернения христианских памятников, расположенных на территории Нагорного Карабаха.
Группа видных российских деятелей культуры составляет петицию в ЮНЕСКО с аналогичной просьбой.

То есть те колоссальные разрушения, которые уже произошли на оккупированных территориях, включая 63 разрушенные мечети, и те, что происходят здесь и сейчас в Кельбаджаре и Агдаме с вырубкой вековых лесов и поджогами домов, никого не волнуют.
А то, что в чьем-то больном воображении может произойти, уже оформлено в коллективное письмо, подписано известными архитекторами и представлено аж Президенту России. И более того, получило молниеносный отклик. Вероятно, ни одно из обращений АРХНАДЗОРА по поводу реальной угрозы разрушения архитектурного наследия России не получало такой мгновенной реакции первого лица государства.

И опять возникает вопрос. Уважаемые деятели культуры, прежде, чем обращаться к Президенту России или в ЮНЕСКО, вы не пробовали ознакомиться с историей Азербайджана? Поинтересоваться тем, сколько на его территории христианских памятников, как они реставрируются и охраняются государством? Сколько конфессий свободно осуществляют свои службы? Приведу лишь несколько примеров.

На частные пожертвования азербайджанского бизнесмена Айдына Самедова в Баку был отреставрирован Кафедральный православный собор Жен — мироносиц; в самом центре города, практически на одной площади стоят три синагоги — евреев ашкенази, горских евреев и грузинских евреев; на государственные средства была отреставрирована великолепная лютеранская церковь в центре города; несколько лет тому назад в Баку был сооружен прекрасный католический храм. Архитекторам, наверное, было бы также интересно изучить опыт международного сотрудничества по реставрации одной из древнейших церквей на Кавказе в селении КИШ (Азербайджанская Республика), которую осуществляли специалисты из Норвегии, Швеции и Азербайджана.

И последнее. Разве Монастырь Дадиванк/Хутаванк, Гандзасар или другие христианские святыни на протяжении многих веков не стояли на азербайджанской земле, разве кто-то пытался осквернить их прежде?

Сожалею, что все эти широко известные факты каким-то образом оказались вне поля зрения наших уважаемых архитекторов и деятелей культуры.

Уважаемая Ирина Дмитриевна!

Вы говорите, что «наверное, Армения была последней бывшей республикой, вполне себе союзной, где к России относились хорошо, несмотря на какие-то конфликты».

Вы, наверное, не в курсе того, какие антироссийские лозунги скандировали на митингах в Ереване, называя россиян оккупантами, посылая в адрес Президента РФ непристойности; как забрасывали Посольство России тухлыми яйцами и сжигали российские флаги; как согласно закону от 1993 года в Армении закрыли все государственные школы на русском языке, как парламент республики в июле 2020 года принял закон о вытеснении из страны Российского ТВ; как в Ереване был установлен памятник нацистскому преступнику Гарегину Нжде, (кстати, вдохновителю и лидеру азербайджанских погромов в Нагорном Карабахе в 1918 году).

И для сравнения ситуация в Азербайджане.

По информации сайта Россотрудничества 140 000 азербайджанских школьников получают образование на русском языке в 343 школах. Поток в русский сектор продолжает расти, а за последние годы увеличился в три раза. Значительный процент обучения в ВУЗах также проходит на русском языке. В Азербайджане очень уважительное отношение к русскому языку, им владеет подавляющее большинство городского населения.

В стране только за последние годы открыты филиалы МГУ им. Ломоносова, Медицинской Академии им.Сеченова, успешно функционируют Бакинский Славянский Университет, Русский драматический театр, несколько азербайджанских телеканалов вещают на русском языке, целый ряд интернет ресурсов и печатных газет также выходят на русском языке.
Русская община в Азербайджане насчитывает около 150 000 человек. А помимо этого, в Баку существует еще и свой особый русскоязычный мир, объединяющий азербайджанцев и лезгин, евреев и грузин, русских и украинцев, талышей и аварцев, турок и удин, татар и курдов, цахуров и армян.

Да-да, армян, общее количество которых достигает 30 000 человек и которые остались жить в Азербайджане после Нагорно-Карабахского конфликта.

Не могу не вспомнить и пишущих на русском языке азербайджанских писателей Максуда и Рустама Ибрагимбековых, Анара, Чингиза Абдуллаева, Натика Расулзаде и многих-многих других, включая и молодое постсоветское поколение.
А теперь вопрос, как говорят в популярной передаче «Что?Где?Когда?».

Почему россияне не хотят видеть все эти различия, почему закрывают глаза на реально хорошее отношение к своей стране и своему народу в Азербайджане?

Почему изо дня в день, из передачи в передачу, из одного поста в другой тиражируется мнение о том, что Россия должна поддержать Армению, это ее единственный оплот и последняя надежда на Кавказе? И это, несмотря на всю антироссийскую риторику, транслируемую сегодня из Еревана…

Когда же Россия успела так провиниться перед Арменией, что сегодня стала мишенью для обвинений в предательстве, в отступничестве, в продажности…

Наверняка тут какой-то неведомый моему пониманию и пониманию многих гештальт, который пора бы уже закрыть.
Уважаемая Ирина Дмитриевна!

Простите за столь пространное письмо. Но, как говорится, накипело. Почему написала Вам? Потому что уважаю и ценю Ваше мнение, потому что верю в Вашу неангажированность и надеюсь на Ваше понимание.
Дай Бог, когда воцарится мир, я приглашу Вас в Баку и на родину моей мамы в Шушу…
Уверена, что многое Вам откроется по-новому.

С уважением,
Кандидат искусствоведения
Ахундова Нигяр Вели кызы.

Эхо Москвы

суббота, 21 ноября 2020 г.

Eldar Ginesli: на злобу дня

НУ СКОЛЬКО ЖЕ МОЖНО ВРАТЬ?!?!
НУ СКОЛЬКО ЖЕ МОЖНО ДЕЛАТЬ ВИД, ЧТО ВЕРЯТ ВРАНЬЮ?!?!
Армянская диаспора разворачивает новую лживую информационную кампанию по дискредитации Азербайджана. Это то поле, где они исторически сильны и практически непобедимы. Здесь не требуется мужество, здесь нужна иезуитская изощренность. Это же не стоять лицом к лицу с противником...
В центре кампании – Дадиванский монастырь, до XIX века находившийся в юрисдикции Албанской апостольской автокефальной церкви. «Точная дата основания неизвестна, ибо не раз обновлялся и перестраивался монастырь…, так что все первоначальное исчезло уже и остались лишь новострой». На прилегающем кладбище имеется надгробная плита предположительно XIII века с надписью: «Милостью всемогущего Бога и Сына его Единородного Иисуса Христа и благоволением Пресвятого Духа я, ничтожная раба Христова Арзу-хатун, дочь великого князя князей Курда и супруга Вахтанга…в надежде великой построила собор святой над могилами супруга моего и сыновей…» (Епископ Макар Бархударянц. «Арцах», Баку, 1895 г.). Я привел эту пространную выписку для понимания того, кем был выстроен монастырь – местными христианами тюрками или курдами.
По соглашению о прекращении огня 15 ноября азербайджанские ВС должны были занять Кельбаджарский район Азербайджана, находившийся под армянской оккупацией с 1993 г. Здесь расположен Дадиванский монастырь.
Исход армянской армии и населения сопровождался беспрецедентными актами вандализма. Сжигались дома, занятые армянскими переселенцами после изгнания азербайджанцев, школы, магазины, все строения, резался домашний скот и массово вырубались фруктовые деревья и леса. Ничего не должно было остаться возвращавшимся в свои дома азербайджанцам.
По просьбе армянской стороны Россия обратилась к азербайджанским властям по «гуманитарным соображениям» на 10 дней продлить сроки исхода немногочисленных армян из Кельбаджара. При этом вандализм и вырубка лесов продолжаются, и теперь к ним массово присоединились жители приграничных районов Армении.
Всё это осталось за пределами внимания общественности и СМИ вне Азербайджана.
Хотя азербайджанцев еще нет на территории Кельбаджарского района, но в России армянской диаспорой в российских СМИ уже поднята лживая информационная кампания с призывами «защитить армянское культурное наследие и христианские святыни» от разрушения и уничтожения.
Давление на российские власти достигло такого масштаба, что президент В.Путин был вынужден звонить президенту И.Алиеву с просьбой уделить этому вопросу особое внимание. Вопросу, который еще не возник и возникнуть не мог. Нет ни одного примера надругательства на территории Азербайджана над чужими святынями. Зато их масса на оккупированных территориях: превращенные в свинарники мечети в Зангелане и Агдаме, разрушенный православный храм Преображения Господня в Ходжавенде. И число таких примеров вандализма будет расти по мере освобождения оккупированных территорий Азербайджана.
Сатеник (Саакянц) Спивакова от имени «мировой армянской общины» организует сбор подписей на change.org с потрясающим по своей лживости комментарием: «Во время войны мы получили много видеозаписей того, как азербайджанские солдаты разрушают культурные армянские памятники, захватывая города, и теперь мировая армянская община обеспокоена тем, что когда правительство Азербайджана получит полный контроль над территориями, уступленными в сделке, они продолжат политику культурного геноцида, как это сделали их друзья-турки после Геноцида армян».
И вот «российские деятели культуры», в числе которых обнаружились далекие от культуры армянские деятели, например, шоумен Мартиросян или гендиректор «Мегафона» Вермишян, обращаются прямо в ЮНЕСКО: «Мы, представители международного (????!!) культурного сообщества и общественные деятели (????!!)… глубоко обеспокоены судьбой памятников христианского культурного, художественного и архитектурного наследия Нагорного Карабаха, которые находятся в опасности и могут подвергнуться уничтожению, разрушению и вандализму и после окончания военных действий… Мы просим ЮНЕСКО использовать весь свой авторитет и полномочия для спасения памятников… придания им необходимого статуса и включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО», - записано в обращении.
Еще более отвратительное по лживости обращение было подписано "французскими деятелями культуры", из которых около половины с армянскими фамилиями. Судя по многим деталям текста, ими же оно было составлено.
Путин не удовлетворился заверениями Алиева и установил в Дадиванке пост ВС РФ, хотя эта территория по соглашению находится вне зоны контроля российских военных. И вот католикос всех армян Гарегин II подобострастно «выразить глубокую признательность лично Вам за предпринятые меры в деле сохранения на передаваемых Азербайджану территориях исторического наследия армянского народа – древних монастырей, церквей и памятников культуры… Наш народ всегда будет помнить о важной роли России в прекращении кровопролития на арцахской земле и возносить молитвы о непоколебимости армяно-российской многовековой дружбы".
Никакой опасности христианским культовым сооружениям и памятникам, конечно же, нет и не было. Этому нет и не было ни одного свидетельства. И организаторы кампании об этом знают. Их цель - не защита церквей, а информационная дискредитация Азербайджана, попытка представить нас в виде вандалов и в очередной раз - врагами всего христианского мира. И, конечно же, молить о помощи - политической, денежной, моральной. А своей пропагандистской шумихой, создавать которую у них есть неоспоримые и огромные возможности и опыт, заслонить действительные и очевидные акты вандализма, сотворенные и творимые их соотечественниками в Нагорном Карабахе.
Ну что тут сказать… Горечь поражения, такого катастрофического и позорного, неизбывна. Особенно для тех, кто чтил себя воином и уповал на свой дух, который оказался обычным неприличным звуком. И поэтому будут мстить.
Ну что же, голосите на весь мир, врите людям, собирая подписи и сочувствие обманутых. А мы возвращаемся на свою Родину, и будем восстанавливать разрушенные вами мечети, православные храмы и оберегать албанские и армянские церкви от ваших провокаций.
Вместе с солдатами, входящими в освобожденные от оккупанта районы, должны входить представители ЮНЕСКО, международных правозащитных, экологических организаций, журналисты и ТВ компании, которые должны фиксировать разрушения памятников культуры, культовых строений, жилья, школ и социальной культуры, которые сейчас развернуты уходящими армянскими переселенцами широким масштабом. Все это должно быть сделано. В противном случае нас же обвинят в том, что было разрушено и разграблено ими. Будут предъявлены "доказательства", которые мы не сможем опровергнуть, не имея такой массовой СМИ поддержки.
На фотографии: православный храм Преображения Господня в Ходжавенде и пост ВС РФ около Дадиванского монастыря в Кельбаджаре