В гостях у "Вестника Кавказа" писатель и историк Александр Горянин.
- Александр Борисович, когда вы были в последний раз на Кавказе и какие впечатления вынесли о той поездке?
- К сожалению, давно. В последний раз - пять лет назад - я был в Баку, на кинофестивале "Восток-Запад". Удалось проехаться не очень далеко от Баку, но там были хорошие друзья, которые с охотой и готовностью показали многое, в частности храм огнепоклонников. Вероятно, то, что обычно показывают приезжим. Это была не первая моя поездка в Азербайджан. Перед тем, за год-полтора удалось проехаться от Баку на юг до иранской границы - Астара, Ленкорань, а потом вверх по реке Лерик до самых водоразделов. Я смог увидеть рощу железных деревьев — они называются “железные”, потому что даже в воде тонут, хотя это обычные настоящие деревья. Словом, кавказскую красоту и экзотику - лучше скажем азербайджанскую - я увидел в довольно больших количествах.
- Не только столицу, но и территорию страны?
- Да. А уж по Баку удалось побродить, как говорится, от пуза. Не только по Старому городу, который там довольно большой и разнообразный, но и по новым районам Баку.
- По бульвару вообще одно удовольствие гулять.
- Да-да-да. Я писал статьи на азербайджанскую тематику, на тему истории Азербайджана, в частности, о том, как Азербайджан оказался в составе Российской империи, а потом в составе СССР, как он выходил из СССР. Особенно меня заинтересовали события Первой мировой войны, когда во многом в Баку (почему-то никто об этом больше не пишет) решился, может быть, исход этой войны. Дело в том, что Первая мировая война завершалась как "война моторов". Немцы начали свое последнее наступление в 1918 году - они смогли его начать, потому что Русский фронт перестал существовать после Брестского мира. Немцы сосредоточились на Западном фронте и начали последнее наступление на Париж. Они могли, несмотря ни на что, выиграть войну. Но у них вдруг обрубились все источники горючего: Мосул взяли англичане. Вся надежда была на то, что турецкая армия быстро войдет в Баку, а трубопровод еще был построен в царское время между Баку и Батуми. Дальше нефть пароходами в Болгарию и по железной дороге... В общем, весь путь этой нефти занял бы две недели максимум. И оборона Баку под руководством русского генерала Георгия Докучаева на шесть недель задержала турецкое наступление на Баку. Эти недели, может быть, оказались решающими. А второй раз судьба мира, может быть, решалась во время Второй мировой войны.
- Бакинская нефть играла большую роль?
- Да. Я уверен и даже настаиваю, что без бакинской нефти СССР мог проиграть Великую Отечественную войну.
- Об этом говорят очень многие исследования.
-Да. И то, что удалось совершить чудо в Баку, несмотря на то, что часть нефтяников и оборудования были перевезены через Каспий в район "Второго Баку". Но все равно добыча сохранялась, и это не позволило захлебнуться от недостатка горючего нашим войскам, и, в конечном счете, победа оказалась за СССР. То есть Баку и Азербайджана - важнейший город и важнейший регион. И кстати, в СССР - единственная не дотационная республика была Азербайджан.
- И Россия еще.
- Ну, Россия, да. И Азербайджан. Все остальные были дотационными. То есть у России к Азербайджану должно быть какое-то особое отношение, благодарность. Вообще, со всеми бывшими республиками должны быть самые лучшие отношения. Даже в память о годах, проведенных под одной государственной крышей, в память о людских контактах: кто бывал в гостях, кто служил в армии, у кого-то где-то остались девушки и прекрасные воспоминания. Я говорю азбучные истины - хорошие отношения должны быть со всеми, но для меня лично Азербайджан в этом списке - на первом месте.
- Если говорить о сегодняшних отношениях между Москвой и Баку, в чем их особенность, на ваш взгляд?
- В том, что ожидания двух сторон не встречаются в какой-то одной точке: Азербайджан надеется и рассчитывает, что Россия поможет в решении главной азербайджанской проблемы – вокруг Нагорного Карабаха. Россия не может решить эту проблему так, как хотелось бы Азербайджану, потому что у России есть другой союзник, не менее важный - Армения. А подход диаметрально противоположный у Армении и Азербайджана к вопросу. И я боюсь, еще много лет, а может быть и десятилетий уйдет, прежде чем этот вопрос будет улажен. А во всем остальном, по-моему, Азербайджан проявляет много и такта, и терпения, и часто идет навстречу России. Если вынести за скобки карабахскую проблему - хотя ее трудно вынести за скобки, - по-моему, отношения вполне хорошие и имеют большой потенциал для развития.
- А если говорить вообще об отношениях между Россией и странами Южного Кавказа, есть повод для оптимизма?
-Конечно. Дело в том, что ни России никуда не деться от наших трех бывших братских республик, ни им тоже, потому что мы навсегда останемся соседями. Все три эти южнокавказские республики находятся в культурном поле России, то есть, они, естественно, культурно самостоятельные, но в широком смысле они остались в поле русского языка, русской культуры и русском информационном поле.
- Но очень активно работают западные НПО в Грузии, в Армении.
- Ну а почему нет? Должна быть здоровая конкуренция, иначе, знаете... Расслабляться нельзя.
- Есть возможность у России выиграть эту конкуренцию в ближайшее же время на Южном Кавказе?
-Вы знаете, "выиграть конкуренцию" - это, мне кажется, неправильное выражение. Она всегда была и будет, и может дальше нарастать. Просто Россия свои усилия в этой конкурентной борьбе должна наращивать - вот и все.
- В одном из интервью вы сказали, что многие мифы о России сочинили не мы.
- Но усвоили.
- А кто же их сочинил?
- Самый известный пример, это потемкинские деревни. Вы наверняка читали, как Екатерина повезла показывать дипломатическому корпусу, а также австрийскому императору и польскому королю, новоприобретенные земли - Новороссию и Крым. И участников этих экскурсий настолько поразили российские достижения, новые города, судоверфи, много чего еще, что они выглядели даже несколько подавленными, особенно на фоне неуспехов в то время Австрии, которая была в последней своей схватке с турками. Польша была в упадке. Но, что делать? Они с кислыми лицами все это приняли. И вдруг 20 лет спустя, когда геополитическая ситуация изменилась, один из участников той поездки Гельберг, вестфальский в то время посол в России, написал в своей книге, что это все было ненастоящее — это все было нарисовано на холсте, никаких городов не было, никаких поселений, а стада перегоняли ночью. Дело в том, что они плыли по Днепру, на ночь останавливались, причаливали. Плыли-то летом, когда день был длинный, а ночи короткие. Кто бы мог перегнать, да сегодня невозможно это было бы сделать – на грузовиках, на фурах перевезти этот скот на новое место. А Гельберг писал, что мы даже узнавали тех же самых коров на новом месте. Понимаете, просвещенная публика в вопросах логистики не сильна.
Или поверили, или сделали вид, что поверили, или просто уцепились за это, как за доказательство того, что все успехи России на самом деле намалеваны на холсте. Но ведь реальность-то такова, что они были все подлинными. Это яркий пример из зависти сочиненного мифа, но он живет уже больше 200 лет. Самое главное, усвоен в самой России. У нас охотно поверили в это борцы за европейский путь и повторяют, повторяют. Если вы наберете в англоязычном поисковике слово "Потемкин", то обрушится на вас много тысяч ссылок - притом в отдельных случаях это будет упоминание фильма "Броненосец "Потемкин", в каком-то случае это действительно князь Потемкин. В остальном это будут бесконечные…
Или поверили, или сделали вид, что поверили, или просто уцепились за это, как за доказательство того, что все успехи России на самом деле намалеваны на холсте. Но ведь реальность-то такова, что они были все подлинными. Это яркий пример из зависти сочиненного мифа, но он живет уже больше 200 лет. Самое главное, усвоен в самой России. У нас охотно поверили в это борцы за европейский путь и повторяют, повторяют. Если вы наберете в англоязычном поисковике слово "Потемкин", то обрушится на вас много тысяч ссылок - притом в отдельных случаях это будет упоминание фильма "Броненосец "Потемкин", в каком-то случае это действительно князь Потемкин. В остальном это будут бесконечные…
-...country, country, country...
- Нет, не country, а скажем, потемкинский бюджет, потемкинское разоружение.
- Аллегория уже.
- Да. Это уже навязчивый такой психологический капкан, из которого западная пропаганда (я спокойно употребляю слово "пропаганда", это именно так) уже выбраться не может.