пятница, 30 января 2015 г.

Мэтью Брайза: "Люди, которые в США высказывают свое мнение об Азербайджане, не знакомы с тамошней обстановкой"

Мэтью Брайза: "Люди, которые в США высказывают свое мнение об Азербайджане, не знакомы с тамошней обстановкой"

 
Американский дипломат Мэтью Брайза считается знатоком Кавказа. В конце 1990-х он занимался координацией американских программ содействия проведению экономических реформ в постсоветских государствах Закавказья и Центральной Азии, вопросами энергетической дипломатии в Каспийском регионе, координацией создания новых нефте- и газопроводов. В середине 2000-х работал над проблемой мирного урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе, был американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ, а в 2011-2012 занимал должность посла США в Азербайджане, оставив дипломатическую службу после того, как Сенат отказался подтвердить его назначение на этот пост. Сейчас Брайза – директор Центра оборонных исследований Эстонии, но по-прежнему интересуется Кавказом.
Сегодня Мэтью Брайза отвечает на вопросы "Вестника Кавказа" о Карабахе, Южном Кавказе и российско-американских отношениях.
- Господин Брайза, сегодня отношения России с США и европейскими странами весьма напряженные. Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы снять эту напряженность, от которой страдают обе стороны?
- Конечно, страдают обе стороны, однако цена, которую платит за это российская экономика, намного выше. Россия должна прекратить войну на Украине и перестать рассказывать фантастические вещи о том, что на Украине вообще нет русских войск, что эту войну спонсируют США. Когда Россия это сделает, все будет нормально.
- Есть ли силы, заинтересованные в конфронтации США и России?
- Честно говоря, я не вижу таких сил. Может быть, есть преступные группировки, отдельные люди, этакие злые существа, но что касается стран, то я не знаю такую страну. Я знаю на 100 процентов, что никто в Европе и в Америке не хочет конфликтовать с Россией.
- Давайте перейдем к кавказской тематике. Какую страну вы назвали бы сегодня лидером на Южном Кавказе?
- Думаю, там нет лидера. Там есть три отдельных страны, и самая активная из них, конечно, Азербайджан. Это касается и экономики, и населения, и стратегического строительства. Сейчас Азербайджан, по сути, впервые в истории, может сам определять свою судьбу, хотя влияние России там нельзя недооценивать.
- Какую политику проводят США, чтобы укреплять и развивать свои отношения с Кавказом? Что делается для этого?
- По-моему, пока ничего. Думаю, что Соединенным Штатам нужна стратегия в этом регионе. И первым шагом в формировании этой стратегии должно стать определение интересов США на Южном Кавказе. Я думаю, это реально.
- Насколько, на ваш взгляд, представители политического истеблишмента США адекватно оценивают внутреннюю и внешнюю политику Азербайджана?
- По-моему, люди, которые сейчас высказывают свое мнение об обстановке в Азербайджане, вообще не знакомы с этой обстановкой. Они просто бросают слова на ветер. В США решили, что в Азербайджане настолько огромные проблемы с коррупцией, правами человека, демократией, что даже не стоит помогать ему решать эти проблемы. На днях, говоря о Саудовской Аравии, президент США Обама заявил - да есть проблемы, но надо искать решения и защищать наши стратегические интересы. И если это возможно в отношении с Саудовской Аравии, то почему невозможно с Азербайджаном?
- Как можно интенсифицировать политические контакты между Азербайджаном и США?
- Нужна терпимость. Рано или поздно американские лидеры признают, что у США есть стратегические интересы в Азербайджане. Думаю, что через несколько месяцев мыслящие будут обращать должное внимание на Азербайджан, тогда обстановка улучшится.
- Баку находится в хороших отношениях и с Россией, и с Западом. Мог бы Азербайджан помочь в налаживании отношений между США и Россией?
- Азербайджан ведет разумную, сбалансированную политику. Но что касается роли Азербайджана как посредника между Россией и США, то считаю это невероятным. Пока нет решения президента Обамы и президента Путина, никаких отношений не будет. Например, госсекретарь Джон Керри должен был приехать в Москву, однако президент Обама принял решение перенести этот визит. Откровенно говоря, нормализация отношений будет зависеть от того, что будет Россия делать на Украине.
- Заинтересованы ли США в урегулировании нагорно-карабахского конфликта? Следует ли, на ваш взгляд, Вашингтону, вести себя более активно в этом вопросе, так как он это делает это на Украине?
- США заинтересованы в урегулировании карабахского конфликта, но, очевидно, недостаточно. Если США хотят, чтобы в этом конфликте наступил переломный момент, то президент и госсекретарь должны открыть над Карабахом политический зонтик – оказать политическую поддержку президентам Азербайджана и Армении, чтобы когда они будут готовы принять трудные решения о конфликте, то можно было бы сказать всем азербайджанцам и всем армянам – да, ваши президенты приняли решение, может быть, оно не слишком удобно, но оно необходимо.
Или президент США время от времени должен встречаться с Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном. Так, как это делал Дмитрий Медведев в бытность президентом. Обама должен продемонстрировать, что решение конфликта важно для США. Однако в мире немало таких конфликтов.
По-моему, пользу может принести решение президентов Азербайджана и Армении идти на компромисс. Тогда это может привлечь внимание американского президента.
- Но кроме президента есть ведь еще Конгресс, который тоже не слишком активен на этом направлении. Что должно быть сделано, чтобы США проявили заинтересованность в урегулировании этого конфликта?
- Во-первых, азербайджанская и турецкая диаспоры могли бы быть активнее в формировании общественного мнения в США. Во-вторых, нужно, чтобы Азербайджан или Армения сделали какой-либо конкретный шаг, например, президенты заявил бы о готовности к прямым переговорам. Этот позитивный шаг привлек бы внимание "шишек" в Америке.