четверг, 11 декабря 2014 г.

Перспективы Южного газового коридора

Безымянный пока проект большого газопровода в Турцию, которым Россия надеется заменить провалившийся "Южный поток", привел в движение весь энергетический рынок Европы. Расклад в этой большой игре поменялся достаточно сильно – это заставило экспертов и стран-конкурентов задуматься о том, как дальше бороться за европейских потребителей и какую тактику для этого лучше избрать.
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил сегодня в Карсе, что договоренности с РФ – не альтернатива азербайджанскому трубопроводному проекту Южного газового коридора (ЮГК). Проект TANAP является для Турции более приоритетным, чем последнее предложение России о совместном проекте, отметил Чавушоглу на пресс-конференции после трехсторонней встречи глав МИД Азербайджана, Грузии и Турции.
"Турция подписала меморандум о взаимопонимании с Россией, но это не значит, что TANAP отодвинут на задний план", - сказал он, добавив, что потенциальный проект с Россией обсуждался и главами внешнеполитических ведомств трех стран в Карсе.
Чавушоглу развеял и другие доводы скептиков по ЮГК, касающиеся падения цен на нефть и сообщил, что трубы для TANAP уже заказаны и проект будет завершен вне зависимости от ценовой картины. Эти слова идут в унисон с заявлением министра энергетики Турции Танера Йылдыза, который недавно сообщил, что строительство TANAP идет с опережением графика на 3-4 месяца.
Ускорение строительства ЮГК – в прямых интересах и Азербайджана, и Турции, и Европы. Еврокомиссар Марош Шефчович прямо указал на это в ходе недавней встречи с министрами некоторых стран Европы в Брюсселе. ЕС хочет получить газ не из России как можно скорее – и это желание вполне понятно.
Анкара ожидает, что газовые потребности ЕС к 2035 году существенно возрастут, что потребует значительной диверсификации поставок.
По предварительным данным, озвученным Танером Йылдызом, к 2035 году ЕС потребуется примерно 700 млрд кубических метров природного газа. "Если их потребление на сегодня составляет 550 млрд кубических метров газа, то им действительно нужен большой объем", - считает министр.
Эти объемы планируется обеспечить не только азербайджанским, но и казахстанским, туркменским, и даже в перспективе – иранским газом. К слову, последнее уже не кажется невероятным – прогресс в переговорах Запада и Исламской Республики по ядерной программе позволяет ожидать заключения соглашения уже в 2015 году.
Общими усилиями инициированный (и финансируемый) Азербайджаном проект Южного газового коридора может стать главной газовой артерией Европы: Транскаспийский газопровод, будь он построен, обеспечит подключение центральноазиатских экспортеров, а снятие санкций с Ирана позволит дополнить огромными запасами газа уже функционирующую инфраструктуру ЮГК.
Турция понимает это очень хорошо. "Мы рассмотрим и оценим предложение Владимира Путина по новому газопроводу через Турцию", - сказал Чавушоглу, добавив, что подписанный между Анкарой и Москвой меморандум о взаимопонимании подразумевает проведение обсуждений по строительству новой мегатрубы.
"После этих обсуждений Турция даст свой ответ", — подчеркнул министр.
Азербайджанский проект никогда не продвигался как конкурент покойному "Южному потоку" - в то же время, Турция в очередной раз подтвердила верность партнерству с Азербайджаном, развеяв все сомнения в том, что TANAP отойдет на второй план после русско-турецких договоренностей.
day.az