Нынешнее лето может стать поворотным моментом для реализации проекта доставки газа из Каспийского региона в Европу – "Южного газового коридора".
Буквально недавно стало ясно, что Туркменистан, скорее всего, подключится к газовому потоку из Азербайджана, идущему через газопроводы "Южного газового коридора" - TANAP и TAP. И вот накануне озвучил свои планы по присоединению к этому маршруту и Иран.
В эксклюзивном интервью Trend глава секретариата азербайджано-иранской межправительственной комиссии по сотрудничеству в торгово-экономической и гуманитарной сферах Мехди Мохташами заявил, что Трансадриатический трубопровод (TAP) может стать надежным маршрутом поставок иранского газа в Европу.
Учитывая масштабную перестройку всего геополитического ландшафта региона после заключения ядерной сделки с Западом, Иран становится важным игроком газового рынка и может внести весомый вклад в реализацию "Южного газового коридора".
Иран, на долю которого приходится около 18 процентов мировых запасов газа, в перспективе может стать одним из его крупнейших экспортеров. Но даже в случае снятия санкций стране потребуется не менее пяти лет, чтобы нарастить добычу и построить необходимые экспортные газопроводы, считают аналитики рейтингового агентства Fitch.
Присоединение таких крупных газовых игроков, как Иран и Туркменистан, сделает "Южный газовый коридор", пожалуй, самым масштабным и надежным проектом доставки газа в Европу, сможет обеспечить странам Запада долгожданную энергетическую безопасность и ослабить энергетическую монополию России на европейском рынке.
По словам замминистра нефти Ирана Амира Хоссейна Заманиниа, в среднесрочной перспективе Европа может стать одним из ключевых рынков для иранского газа.
Богатейшие газовые месторождения Ирана по причине действия санкций практически не осваивались. Однако теперь эти богатые запасы голубого топлива могут оказать огромное влияние на ситуацию с газом в Европе. Тем более что, понимая всю важность диверсификации поставок своего газа на рынки Европы, Иран готов к очень серьезным инвестициям в нефтегазовую сферу, причем страна призывает инвестировать как свой частный сектор, так и внешних игроков.
Недавно замминистра экономики Ирана Мохаммад Хазаи сообщил, что Тегеран уже завершил переговоры с некоторыми европейскими компаниями, желающими инвестировать в экономику страны.
При этом наиболее приемлемым маршрутом для иранского газа может стать путь через Азербайджан. Здесь газ может присоединиться к масштабируемому Южнокавказскому газопроводу, далее пройти по TANAP через Турцию и, переходя в TAP, достичь Европы. Этот путь представляется наиболее реальным, так как на маршруты газа влияет не только география, но и политика.
Так, недавно было объявлено, что Иран заключил соглашение с компаниями по строительству нового магистрального газопровода (МГП) для обеспечения поставок газа по маршруту в Ирак, Турцию и ЕС.
Но политическая нестабильность в Ираке и угроза повреждения газовой инфраструктуры сводят на нет все планы по поводу прокладки труб по иракской территории, а единственный иранский трубопровод Тибри-Анкара мощностью прокачки 14 миллиардов кубометров ориентирован лишь на Турцию и не имеет технических ресурсов для транзита газа в Европу.
Другими словами, очевидно, что для поставок иранского газа в Европу, чего сегодня хотят обе стороны, необходимо расширять TANAP-TAP, что сделает инициированный Азербайджаном "Южный газовый коридор" проектом, конкурировать с которым на газовом рынке Европы не сможет никто.
Эльмира Таривердиева, обозреватель Trend