суббота, 7 марта 2015 г.

"Турецкий поток" и TAP дополняют друг друга - ЕК

На сегодняшний день Азербайджан сумел создать на энергетическом рынке систему, которую сложно обойти даже таким крупнейшим газовым поставщикам, как Россия.

Азербайджан является инициатором, а также главным игроком в проекте "Южный газовый коридор", который является ключом к достижению Евросоюзом своих целей по диверсификации.

Этот проект важен не только с точки зрения обеспечения ЕС новым альтернативным источником газа в лице Азербайджана, но и с точки зрения создания условий для дальнейшего подключения к нему и других поставщиков.

Как неоднократно заявлялось, "Южный газовый коридор" является открытым для таких поставщиков, как Туркменистан, Иран, в случае снятия с него санкций, и теперь даже для России. Последняя, которая видит в "Южном газовом коридоре" конкурента своим поставкам в Европу, также может стать участником этого проекта и получить от него достаточную выгоду.

Как заявил европейскому изданию "EurActiv" советник по газовой политике генерального директора по энергетике Европейской комиссии Брендан Девлин, если Россия построит газопровод "Турецкий поток", то она сможет использовать для транспортировки своего газа в Европу Трансадриатический трубопровод (ТАР), который является частью "Южного газового коридора".

Газопровод «Турецкий поток» пройдет по дну Черного моря к сухопутной границы Греции и Турции. Далее от этой границы российский газ и может быть подключен к проекту ТАР, который берет свое начало именно на греческо-турецкой границе.

Как правильно отметил Девлин, маловероятно, что помимо "Южного газового коридора" в Юго-Восточной Европе появится какой-либо другой крупный газопровод. Ведь рынки в этом регионе не столь крупные, и прокладывать там несколько трубопроводов было бы нерационально.

Таким образом, Россия действительно может получить шанс использовать готовую европейскую инфраструктуру – недостающую часть своего проекта «Турецкий поток».

Более того, учитывая будущие планы по строительству дополнительного трубопровода по схеме былого проекта «Набукко», российский газ также мог бы стать дополнительным источником.

Заявления Девлина свидетельствуют о том, что Европейская комиссия не против поставок российского газа. Ведь, по сути, учитывая растущие потребности в газе стран ЕС, дополнительные объемы будут лишь на руку, тем более что они будут поставляться по новому альтернативному маршруту.

"Неважно, кто будет поставлять газ. И для нас не существует разницы, будет ли это российский газ, ливийский или азербайджанский. Именно так работает внутренний рынок. Это правила, которые мы установили для России, в частности "Газпрома", - сказал Девлин.

Однако не следует забывать, что именно благодаря Азербайджану проект "Южный газовый коридор" остается не на бумаге, а имеет реальную основу для реализации. И именно азербайджанский газ станет первым альтернативным источником для ЕС, и именно он откроет путь для других новых дополнительных объемов.

Айгюн Бадалова,  Trend