«Военный вертолет, который находился в атакующем полете, был сбит – как это положено по всем правилам военного времени»
Сегодня в 18:22
В среду министерство обороны Азербайджана заявило, что в Нагорном Карабахе азербайджанские военные сбили вертолет Ми-24 вооруженных сил Армении, нарушивший воздушное пространство страны. Этот инцидент прокомментировал «МК» Чрезвычайный и полномочный посол Азербайджана в РФ Полад БЮЛЬБЮЛЬ-ОГЛЫ.
фото: AP
– Считаю своим долгом гражданина и посла объяснить ситуацию. Прежде всего хочу подчеркнуть: Нагорный Карабах является территорией Азербайджанской Республики. Российская Федерация не признает Нагорный Карабах субъектом международного права, а следовательно, признает территориальную целостность Азербайджана. Это закреплено во многих документах, в том числе в Договоре о дружбе между Азербайджаном и Россией, где есть отдельные строки о том, что стороны будут противодействовать проявлениям сепаратизма на территориях друг друга. Что касается непосредственно ситуации – как вы представляете себе, что одно государство на территории другого государства проводит военные учения? А проведение военных учений в Нагорном Карабахе как раз и является проведением учений на территории другого государства. И когда на линию соприкосновения сторон вторгается военный вертолет, то как должны поступить войска, которым поручено охранять эту самую линию? Там было два вертолета, сбили только один, второй улетел. Это нормальная практика охраны границ – любое суверенное государство охраняет свои границы. Могу напомнить ситуацию, когда Советский Союз сбил южнокорейский «Боинг», который залетел то ли по ошибке, то ли не по ошибке – но его сбили. Потому что нельзя нарушать границу. Вот в последних материалах генеральный секретарь ОДКБ г-н Бордюжа возмущается тем, что сбили вертолет, что может привести к эскалации конфликта. А почему уважаемый генерал Бордюжа не объяснит армянским коллегам, что нельзя проводить учения на чужой территории? А если военный вертолет некоей страны нарушит воздушное пространство Российской Федерации, какой бы приказ отдал генерал Бордюжа? Встречать его хлебом-солью?.. В 1994 году власти Азербайджана объявили территорию над Нагорным Карабахом закрытой для пролета любых видов транспорта. Это нами было официально послано во все международные авиационные организации.
Много раз в выступлениях нашего президента говорилось о том, что Азербайджан никогда не смирится с потерей своих территорий. Что здесь непонятно? Азербайджан будет бороться до тех пор, пока все оккупационные войска не будут выведены с территории Нагорного Карабаха. Причем разговор идет не о гражданских людях, которые там живут – мы никоим образом не хотим их депортировать и предлагаем им автономию самого высокого уровня, какая только есть в мире, хотя более 200 тысяч азербайджанцев были депортированы из Армении. Кроме верхних районов Карабаха оккупированы еще пять низинных районов – и именно там проводятся военные учения. Если меня спросить не как посла, а как уроженца Карабаха, скажу, что Азербайджан слишком мягко на это реагирует.
Возвращаясь к конкретной ситуации, напомню, что там был военный вертолет, который находился в атакующем полете. И был сбит – как это положено по всем правилам военного времени. Война не закончена, у нас есть договор 1994 года о перемирии, но не об окончании войны. Хочу подчеркнуть, что это единственный конфликт, где между сторонами нет каких-то разделительных войск. Все эти 20 лет худо-бедно, но соблюдается режим перемирия. Конечно, там все время стреляют, но до полномасштабных военных действий дело пока не доходит, стараемся решить мирным путем. Есть Минская группа ОБСЕ, одним из сопредседателей которой является Россия, идут переговоры, есть четыре резолюции Совбеза ООН на эту тему, есть решения Генассамблеи ООН, что Армения должна освободить указанную территорию. Чем раньше они это сделают, тем будет лучше для всего региона.
А то что сейчас происходит обострение, стреляют снайперы – то почему это происходит? Уберите войска с оккупированной территории, не будет снайперов. Это территория де-юре принадлежит Азербайджану – и никаких военных учений там проводиться не может. Перед началом этих учений МИД Азербайджана сделал заявление о недопустимости их проведения – однако их все равно проводят. Словом, надо устранять причину, а потом говорить о следствиях...
|
Андрей Яшлавский