четверг, 3 декабря 2020 г.

Eldar Ginesli, fb: С чем сравнить то, что происходит сейчас с армянским обществом

 Удивительный разброд происходит в армянском обществе. Там царит броуновское движение – на улицах и в головах.

Армяне действительно были убеждены, что их армия, «самая лучшая армия в регионе», что «они – народ воин», их «национальный дух» - непобедим, что они, если и будут воевать, то на территории противника. Они искренне в это верили. Их в этом убедили. Скорый разгром этой «самой лучшей» привел не просто к военной, но и ментальной катастрофе, жесточайшей психологической травме.

Теперь часть из них клянет Пашиняна за то, что он остановил войну, потому что, если бы этого не произошло, они, вооруженные бессмертным национальных духом, наверняка разбили бы врага, и уже сегодня пили бы армянский кофе в Гяндже. Особенно негодует российская диаспора, далекая от поля боя. И вот приехавший в Москву для объяснений президент РА А.Сарксисян встречен криками «предатель».  Тем не менее он пообещал новую войну, которая будет вестись «искусственным интеллектом». Значит дело там совсем плохо…

Другая часть армянского общества клянет Пашиняна за то, что он не остановил войну, еще в середине октября, когда разгром стал уже очевиден. Еще один сегмент, карабахский, грезит получением российских паспортов и присоединением этой «древней и исконной армянской земли» к РФ.

Все вместе до глубины души возмущены тем, что им никто не помог. А ведь должны были! Должны! Россия, Франция, «цивилизованное человечество»… Особенно злы армяне на Россию, и уже не в первый раз требуют вывода российской военной базы. На Францию тоже, кажется, злы, но вслух стараются не говорить. Потому что это святое, и Ереван – это второй Париж. Сегодня «армянская интеллигенция» провела «шествие единства», целью которого являлась «поддержка родственников наших солдат и военнослужащих». Шествие было осуществлено к французскому посольству. Вчера они ходили к посольству РФ. Русского и французского послов просили вернуть армян из плена.

Одни требуют смещения Пашиняна, другие защищают и бьют требующих. Одни, их очень мало, призывают осмыслить происходящее и попытаться сделать хоть какие-то выводы. Другие, их подавляющее большинство, клянутся отомстить. Самые непримиримые – они в основном в российской диаспоре – утверждают, что сопротивление продолжается и «враг в страхе бежит». В российских армянских социальных сетях таким верят, лайкают и шлют благословения «сражающимся зинворам».

Представители профессиональных групп по отдельности или поодиночке пишут воззвания международным организациям и «всему миру». Прося, крича, требуя, призыва, , моля…

Чем это закончится? Будет ли вынесен хоть какой-то урок из происшедшей катастрофы? История показывает, что никаких выводов сделано не будет. Исторические мифы и фантомы, а не реальная политика и трезвая оценка собственных возможностей и приоритетов, будут определять армянскую политику в отношениях с соседями.

Эльдар Гинесли