Субъективность – и сильная, и слабая черта нашей профессии, особенно если вовсе не сомневаешься в собственных принципах.
Почему я вспомнил о принципах и субъективизме в нашей профессии? В понедельник в Азербайджане наступил «час испытания». И, как многим кажется, этот «час испытания» может обусловить долгожданный «момент истины». Именно через испытания мы порой и осознаем истину.
Впервые за долгий период своего правления Ильхам Алиев, как и вся страна, столкнулся с большими испытаниями. И 54-й год своей жизни президент, победивший всех в своей стране, озадачен одной мыслью – как спасти свою страну и вывести ее с наименьшими потерями и жертвами из новой исторической полосы, которую вновь нарекли Великой Депрессией?
Конечно же, рухнувший манат в некотором смысле подорвал доверие общества к финансовым институтам власти. Впрочем, после неоднократных заверений главного банкира страны и представителей правящей элиты о недопустимости девальвации национальной валюты упадок маната, вызванный неожиданным сиюминутным тектоническим сдвигом в мировой экономике, у людей не осталось лимита доверия к авторам оптимистических заявлений. Но как только в стране разразился экономический кризис, вся страна устремила свой взгляд… нет!, не в сторону оппозиции, ибо она никчемная, пустозвонная, да и неугомонно словообильная (а словами тут делу не поможешь!), а в сторону одного человека, который все эти годы спасал свою страну и свой народ.
Люди, как это ни парадоксально для внешнего паразита и внутреннего наймита, все еще, причем довольно глубоко и сильно, верят в Ильхама Алиева. «Он обязательно что-то предпримет!». «Он это сделает, ибо если не он, то кто?». Президент слишком часто спасал свой народ и страну, чтобы люди вот так сиюминутно, пусть даже под грузом ответственного «часа испытаний», могли бы потерять веру в своего лидера. Ни одного упрека в адрес президента!
Даже в устах малообразованного маргинального люда, непосвященного в сегодняшнюю конъюнктуру мировой экономики, не встретишь и намека на недовольство президентом. Самое страшное уже произошло – манат девальвировал за год аж на 94 процента, но народ по-прежнему искренне верит, что Алиев спасет ситуацию. Как спас его отец в далеком 94-ом! Народ, все мы возложили всю ответственность за страну и будущее государства на плечи одного человека. Если не он, то кто? Этот вопрос преследует и Алиева, и народ. Он олицетворяет государство: его нерушимость, силу, сопротивление.
Так уж получилось, что правитель оказался сильнее своего народа. И даже сильнее этого государства. Ведь все зависит от духовных сил и политической воли одного человека, не так ли?
А разве он мало спасал Азербайджан на протяжении вот этой вехи испытаний, в которую была ввергнута страна волею новой истории? Вспомните роковой 2003 год, когда Ильхам Алиев, вооруженный лишь идейным наследием Патриарха, бросился в политический водоворот, остановив у порога политического Олимпа революцию, которая превратила в прах все постсоветское пространство?
Пламя анархии и разрушительная вакханалия смерчем прошлись по целым странам – ведь что стало с Украиной, Киргизией, Грузией, Арменией? В то самое время, когда Азербайджан покончил с нищетой философии шальных 90-х, встал с колен, поднялся и стал расцветать. Вспомните роковой 2008 год, когда Ильхам Алиев уберег, а точнее, спас страну от новой великой кавказской войны, безумной авантюры революции гвоздик, открывшей границы стран для шествия оккупационных танков.
Вспомните 2011 год, ведь именно Ильхам Алиев не допустил в страну опаснейший вирус арабской весны, превратившей в прах целые страны великого Востока. И все это время мы жили беззаботно припеваючи, пораженные европейским блеском в нашем старом южном восточном городе, в то самое время, когда разрушительный по силе экономический кризис бушевал в странах Южной Европы, парализовав экономику таких развитых стран, как Италия, Испания, Португалия, сравняв с лицом земли экономику Греции, остановив жизнь в Восточной Европе… И еще много-много стран.
Да, все это время – десятилетие правления Алиева-младшего мы не чувствовали экономического упадка, и нас спасали от политических катаклизмов. Беззаботная, если не сказать беззастенчиво зажиточная жизнь и привычка к легким деньгам, витающим над головами в небесах, в некотором смысле растлила наше общество, привыкшее к эре нефтяного благополучия. Однако наступил день, когда нефтяному благополучию пришел конец.
И вот теперь, в основном, баловни судьбы, кто запивал нефтяные десерты газовой шипучкой, пытаются уверить нас в том, что страна оказалась не готовой к постнефтяной эре. И дескать, повинна в этом власть. Авторы легковесных вердиктов пытаются убедить всех нас в том, что все это время следовало копить нефтяные деньги для создания промышленности, строительства заводов, фабрик и возрождения фермерского села. И вот тогда бы мы уверенно и успешно встретили бы наступающий кризис. При этом, авторы вот этих экономических теорем не отвечают на главный вопрос – какие заводы и фабрики мог бы построить Азербайджан? И какой наш промышленный товар смог бы составить конкуренцию на региональном рынке (не говоря о мировом!)?
Допустим, вбухали бы несколько десятков миллиардов в создание легкой промышленности. И что? Наша мебельная или автомобильная продукция, не говоря о химической или тем более электротехнической, составила бы конкуренцию на региональном рынке, не говоря о мировом? А предложения экспертов об импортозамещении и возрождении допотопных советских заводов по производству кондиционеров или машиностроительного завода и вовсе не выдерживают критики. Что осталось от технологического потенциала этих предприятий?! Ровным счетом ничего! Вот понастроили заводы и мини-заводы по производству стали, арматуры, трубопрокатные заводы – и что? Разве наша продукция смогла выдержать конкуренцию с иранской, турецкой, не говоря о российской продукции? Что из того, что можно было сделать – не было сделано? Разве не построили технопарки в каждом регионе? Не реализовали аж проект судостроительного завода или завода по производству холодильников?
Порой мы забываем о масштабах страны, в которой живем. И во многом мы в плену иррациональных фантомов.
Куда ушли и уходят нефтедоллары? Часто этот вопрос преследует нас повсюду. Неужели вам неизвестно, куда ушли нефтедоллары? Оглянитесь, ведь за 10 лет построили совершенно новую страну. И построили эту страну на миллиарды нефтедолларов, которые и были привлечены путем взвешенной и в политическом смысле тонко рассчитанной нефтяной стратегии. На голой выжженной земле в маленькой кавказской стране построили мощнейший военно-оборонительный комплекс – один из самых мощнейших на постсоветском пространстве. Построили новые города, новые села, и лицо страны было преобразовано, оно стало красивым и благородным.
Да, возможно не так сильны были порывы в борьбе с чоболями-монополиями, всеядной коррупцией, мардановщиной – тьмой нашего образования, махмудовщиной и полицейщиной, угнетавшей национального производителя… Но не забывайте, что на этот политический век созидания было отпущено всего каких-то 10-12 лет. Всего миг с точки зрения построения новой страны и нового государства.
Почему мы оказались под тяжелейшим бременем проблем? Правители предполагают, а история располагает. Кто мог бы предвидеть, что немытая Россия возжаждет реваншизм, ретрограда Януковича свергнет Запад, Путин вторгнется в Крым, завязнет в Донбассе, а Ближний Восток превратится в кипящий котел, Сирию втянут в омут войны, где и появится снова Россия? И что лютые противники либерал Обама и теократ Хаменеи пожмут друг другу руки, и эти же руки раскупорят забытые человечеством нефтяные скважины?
Кто мог предположить, что мир остановится у черты Третьей мировой?
На наших глазах целиком сгорела такая устойчивая и стабильная европейская страна как Греция, рухнула банковская система такой неуязвимой страны как Ирландия, лицом к лицу с кризисом оказалась даже благополучная Норвегия… И все мы хотели, чтобы Азербайджан вновь избежал и спасся от нового мирового пожара... Нет уж, простите, но так не бывает.
Но что же делать? Как спастись и преодолеть новые вызовы истории, обращенные на сей раз к Азербайджану? Вся страна обернулась в ожидании в сторону одинокого Ильхама Алиева, который сегодня отмечает свой 54-й год жизни. Почему одинокого? Победители всегда одиноки. И его ответы вновь поражают воображение и опережают время. Алиев призывает бороться с монополиями, коррупцией, бестолочью налоговиков и таможенников, развивать туризм, поддержать, вдохновить и подать помощь национальному производителю, который еле стоит на ногах.
54-й год своей жизни Ильхам Алиев встречает в борьбе. Удивительная, и поверьте, незавидная судьба у человека, который последние 12 лет своей жизни встречает каждое утро с одним вопросом на устах – как же их спасти?
Впереди неопределенность, позади невзгоды, и вечный час испытаний. В поиске торжества момента истины. А он непременно наступит. Так уж получилось, что Господь увязал судьбу страны с судьбой одного человека. Так уж получилось, что от этого человека, которому судьба всегда улыбалась (везет сильнейшим!), зависит судьба всей страны.
И не надо сгущать краски – судьба Азербайджана не повисла на волоске. Она в руках Ильхама Алиева. А значит, в надежных руках! С днем рождения, господин президент!..
Почему я вспомнил о принципах и субъективизме в нашей профессии? В понедельник в Азербайджане наступил «час испытания». И, как многим кажется, этот «час испытания» может обусловить долгожданный «момент истины». Именно через испытания мы порой и осознаем истину.
Впервые за долгий период своего правления Ильхам Алиев, как и вся страна, столкнулся с большими испытаниями. И 54-й год своей жизни президент, победивший всех в своей стране, озадачен одной мыслью – как спасти свою страну и вывести ее с наименьшими потерями и жертвами из новой исторической полосы, которую вновь нарекли Великой Депрессией?
Люди, как это ни парадоксально для внешнего паразита и внутреннего наймита, все еще, причем довольно глубоко и сильно, верят в Ильхама Алиева. «Он обязательно что-то предпримет!». «Он это сделает, ибо если не он, то кто?». Президент слишком часто спасал свой народ и страну, чтобы люди вот так сиюминутно, пусть даже под грузом ответственного «часа испытаний», могли бы потерять веру в своего лидера. Ни одного упрека в адрес президента!
Даже в устах малообразованного маргинального люда, непосвященного в сегодняшнюю конъюнктуру мировой экономики, не встретишь и намека на недовольство президентом. Самое страшное уже произошло – манат девальвировал за год аж на 94 процента, но народ по-прежнему искренне верит, что Алиев спасет ситуацию. Как спас его отец в далеком 94-ом! Народ, все мы возложили всю ответственность за страну и будущее государства на плечи одного человека. Если не он, то кто? Этот вопрос преследует и Алиева, и народ. Он олицетворяет государство: его нерушимость, силу, сопротивление.
Так уж получилось, что правитель оказался сильнее своего народа. И даже сильнее этого государства. Ведь все зависит от духовных сил и политической воли одного человека, не так ли?
А разве он мало спасал Азербайджан на протяжении вот этой вехи испытаний, в которую была ввергнута страна волею новой истории? Вспомните роковой 2003 год, когда Ильхам Алиев, вооруженный лишь идейным наследием Патриарха, бросился в политический водоворот, остановив у порога политического Олимпа революцию, которая превратила в прах все постсоветское пространство?
Вспомните 2011 год, ведь именно Ильхам Алиев не допустил в страну опаснейший вирус арабской весны, превратившей в прах целые страны великого Востока. И все это время мы жили беззаботно припеваючи, пораженные европейским блеском в нашем старом южном восточном городе, в то самое время, когда разрушительный по силе экономический кризис бушевал в странах Южной Европы, парализовав экономику таких развитых стран, как Италия, Испания, Португалия, сравняв с лицом земли экономику Греции, остановив жизнь в Восточной Европе… И еще много-много стран.
Да, все это время – десятилетие правления Алиева-младшего мы не чувствовали экономического упадка, и нас спасали от политических катаклизмов. Беззаботная, если не сказать беззастенчиво зажиточная жизнь и привычка к легким деньгам, витающим над головами в небесах, в некотором смысле растлила наше общество, привыкшее к эре нефтяного благополучия. Однако наступил день, когда нефтяному благополучию пришел конец.
И вот теперь, в основном, баловни судьбы, кто запивал нефтяные десерты газовой шипучкой, пытаются уверить нас в том, что страна оказалась не готовой к постнефтяной эре. И дескать, повинна в этом власть. Авторы легковесных вердиктов пытаются убедить всех нас в том, что все это время следовало копить нефтяные деньги для создания промышленности, строительства заводов, фабрик и возрождения фермерского села. И вот тогда бы мы уверенно и успешно встретили бы наступающий кризис. При этом, авторы вот этих экономических теорем не отвечают на главный вопрос – какие заводы и фабрики мог бы построить Азербайджан? И какой наш промышленный товар смог бы составить конкуренцию на региональном рынке (не говоря о мировом!)?
Допустим, вбухали бы несколько десятков миллиардов в создание легкой промышленности. И что? Наша мебельная или автомобильная продукция, не говоря о химической или тем более электротехнической, составила бы конкуренцию на региональном рынке, не говоря о мировом? А предложения экспертов об импортозамещении и возрождении допотопных советских заводов по производству кондиционеров или машиностроительного завода и вовсе не выдерживают критики. Что осталось от технологического потенциала этих предприятий?! Ровным счетом ничего! Вот понастроили заводы и мини-заводы по производству стали, арматуры, трубопрокатные заводы – и что? Разве наша продукция смогла выдержать конкуренцию с иранской, турецкой, не говоря о российской продукции? Что из того, что можно было сделать – не было сделано? Разве не построили технопарки в каждом регионе? Не реализовали аж проект судостроительного завода или завода по производству холодильников?
Куда ушли и уходят нефтедоллары? Часто этот вопрос преследует нас повсюду. Неужели вам неизвестно, куда ушли нефтедоллары? Оглянитесь, ведь за 10 лет построили совершенно новую страну. И построили эту страну на миллиарды нефтедолларов, которые и были привлечены путем взвешенной и в политическом смысле тонко рассчитанной нефтяной стратегии. На голой выжженной земле в маленькой кавказской стране построили мощнейший военно-оборонительный комплекс – один из самых мощнейших на постсоветском пространстве. Построили новые города, новые села, и лицо страны было преобразовано, оно стало красивым и благородным.
Да, возможно не так сильны были порывы в борьбе с чоболями-монополиями, всеядной коррупцией, мардановщиной – тьмой нашего образования, махмудовщиной и полицейщиной, угнетавшей национального производителя… Но не забывайте, что на этот политический век созидания было отпущено всего каких-то 10-12 лет. Всего миг с точки зрения построения новой страны и нового государства.
Почему мы оказались под тяжелейшим бременем проблем? Правители предполагают, а история располагает. Кто мог бы предвидеть, что немытая Россия возжаждет реваншизм, ретрограда Януковича свергнет Запад, Путин вторгнется в Крым, завязнет в Донбассе, а Ближний Восток превратится в кипящий котел, Сирию втянут в омут войны, где и появится снова Россия? И что лютые противники либерал Обама и теократ Хаменеи пожмут друг другу руки, и эти же руки раскупорят забытые человечеством нефтяные скважины?
На наших глазах целиком сгорела такая устойчивая и стабильная европейская страна как Греция, рухнула банковская система такой неуязвимой страны как Ирландия, лицом к лицу с кризисом оказалась даже благополучная Норвегия… И все мы хотели, чтобы Азербайджан вновь избежал и спасся от нового мирового пожара... Нет уж, простите, но так не бывает.
Но что же делать? Как спастись и преодолеть новые вызовы истории, обращенные на сей раз к Азербайджану? Вся страна обернулась в ожидании в сторону одинокого Ильхама Алиева, который сегодня отмечает свой 54-й год жизни. Почему одинокого? Победители всегда одиноки. И его ответы вновь поражают воображение и опережают время. Алиев призывает бороться с монополиями, коррупцией, бестолочью налоговиков и таможенников, развивать туризм, поддержать, вдохновить и подать помощь национальному производителю, который еле стоит на ногах.
54-й год своей жизни Ильхам Алиев встречает в борьбе. Удивительная, и поверьте, незавидная судьба у человека, который последние 12 лет своей жизни встречает каждое утро с одним вопросом на устах – как же их спасти?
И не надо сгущать краски – судьба Азербайджана не повисла на волоске. Она в руках Ильхама Алиева. А значит, в надежных руках! С днем рождения, господин президент!..