среда, 13 марта 2013 г.

Фикрет Садыхов: «Азербайджан проводит активную наступательную политику»

Интервью 1news.az с азербайджанским политологом, профессором Западного университета Фикретом Садыховым. 
Каким, по вашему мнению, внешнеполитическим приоритетам следует сегодня Азербайджан? Как это укладывается в систему сбалансированной политики? 

— Азербайджан, несмотря на сложности и проблемы, связанные с оккупацией территорий Арменией, проводит разумный и сбалансированный внешнеполитический курс, нацеленный на сохранение дружественных отношений с ведущими государствами мира, участие в работе основных международных организаций. Азербайджан проводит в отношении соседних государств миролюбивую политику. В то же время республика проводит достаточно активную наступательную политику по ряду вопросов, касающихся национальных интересов. Он достаточно четко, ясно и недвусмысленно заявляет о тех моментах, которые его не устраивают, если какая-либо страна занимает субъективную позицию, затрагивающую его национальные интересы. 
Каковы отношения Азербайджана с ведущими странами мира в настоящее время, и какими они будут в дальнейшем? 
— Если говорить о ведущих мировых игроках, то прежде всего мы должны иметь в виду пять постоянных членов Совета Безопасности ООН. По сути, взаимоотношения с этими странами строятся на основе взаимной выгоды. Прошли те времена, когда Азербайджан пытался подстроиться под интересы какой-либо ведущей державы, стараясь не испортить с ней отношения во имя сохранения основных внешнеполитических приоритетов и ценностей. Сейчас очень многие регионы, связанные с Азербайджаном, в том числе ведущие европейские государства и мировые державы, в определенном смысле строят свои взаимоотношения на взаимовыгодной основе по той причине, что Азербайджан стал важным и серьезным региональным игроком, поставщиком углеводородов. Из Азербайджана идут нефтегазовые трубопроводы, соединяющие республику со множеством регионов. Это делает Азербайджан значимой страной, с которой важно и необходимо поддерживать двустороннее сотрудничество, считаться с ее интересами. Понятно, что нам нужна поддержка ведущих государств. Я думаю, что мы должны делать все необходимое для того, чтобы эта поддержка была реальной, а не риторической, на уровне каких-то заявлений. Здесь уже многое будет зависеть от наших наступательных шагов в сфере дипломатии. 
Президент Азербайджана Ильхам Алиев не так давно в своем выступлении затронул тему сближения республики со странами Латинской Америки. Насколько перспективны эти отношения? С какими геополитическими центрами Азербайджану необходимо налаживать контакты? 
— Естественно, в дипломатии важен не только интенсивный, но и экстенсивный подход за счет расширения регионов, с которыми необходимо не просто поддерживать дипломатические отношения, но и углублять политические контакты, торгово-экономические, гуманитарные связи. В этом плане Латинская Америка на сегодняшний день является важной площадкой, где Азербайджан активно реализует свои внешнеполитические принципы. Достаточно сказать, что учреждаются посольства в странах Латинской Америки; Азербайджан добился от латиноамериканских государств признания ходжалинских событий как геноцида; мы усилили реализацию своих интересов в этих странах. Республика делает все необходимое, чтобы Южноамериканский континент понимал степень важности отношений с Азербайджаном. Понятно, что сделаны еще только первые шаги, главное еще впереди. Азербайджану следует прилагать усилия в этом направлении, в плане освоения новых регионов, где, может быть, общественность не очень хорошо осведомлена о событиях, происходящих в регионе, о том, что представляет собой Азербайджан и какова его роль в этом регионе, о проблемах, с которыми он столкнулся. Сейчас на латиноамериканском направлении наши позиции достаточно сильно укрепляются, что отвечает национальным интересам страны. 
Недавно при Министерстве иностранных дел была создана гуманитарная структура под названием AIDA — Агентство международного развития Азербайджана. Какую роль, по вашему мнению, данная структура может сыграть в создании положительного образа республики за рубежом? 
— Это хорошо, что мы перенимаем передовой опыт ведущих государств в этом плане, потому что в свое время, в период «холодной войны», в США было создано агентство по пропаганде американских ценностей за пределами страны. Деятельность данной структуры принесла серьезные позитивные результаты, важные для США, в плане понимания американского образа жизни, его внешней и внутренней политики. Я думаю, что передовой опыт необходимо перенимать. В этом плане создание подобного агентства даст возможность еще шире представлять Азербайджан за пределами страны. Я думаю, что необходимо переходить ко второму этапу данного процесса. На первом этапе информационно-пропагандистской, активной дипломатической деятельности перед Азербайджаном стояли задачи, связанные с тем, чтобы общественность других стран лучше узнала республику, ее проблемы и успехи. Сейчас, исходя из реалий сложившейся мировой практики, нам надо переходить к более наступательному этапу нашей информационно-пропагандистской деятельности. Надо не просто говорить и доводить до общественности реалии страны, но и активно внедрять в сознание зарубежной общественности, в их политические структуры, различные структуры власти важность и необходимость активного сотрудничества с Азербайджаном, а также участия в оказании действенной, реальной помощи в решении тех проблем, с которыми столкнулась республика. Я имею в виду конфликт с Арменией, агрессивный сепаратизм в Нагорном Карабахе, оккупированные территории страны, реализации принятых на уровне международных организаций резолюций, заявления лидеров ведущих государств. Сейчас, на этом этапе нам надо переходить к  наступательной стадии в своей информационно-пропагандистской, дипломатической деятельности и быть более активными. Я думаю, нам это по плечу, мы сможем это сделать, потому что у нас достаточное количество дипломатических представительств за рубежом и различных структур, посредством которых Азербайджан должен активно внедрять практику подобной деятельности. Это, прежде всего, отвечает национальным интересам Азербайджана, и никакого компромисса здесь не может быть. 
Можно ли ожидать каких-либо подвижек в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта в ближайшее время? Готовы ли армянское общество и власти Армении пойти на определенные уступки в этом вопросе? 
— Не секрет, что в процессе выборов в Армении демократией и не пахло. Это подтверждают сами армянские аналитики и эксперты, различные политические силы. По сей день там проводятся митинги в знак протеста против сфальсифицированного переизбрания Сержа Саргсяна. Очевидно и другое: Саргсян и его команда ни на какие компромиссы сейчас пойти не могут. Они не в состоянии это сделать по той причине, что те силы, на которые они опираются и с помощью которых они пришли к власти — оголтелый реакционный карабахский клан, — не могут пойти на какие-либо разумные компромиссы и занять четкую конструктивную позицию. Это выше их сил и возможностей. Рассчитывать на то, что в ближайшее время «новая» старая команда начнет делать какие-то уступки, к сожалению, нереально. Поэтому Азербайджану не стоит ждать, как говорится, «милости от природы». Более того, политика Армении не самостоятельна. Решения порой принимаются не в Ереване, а далеко за пределами Армении. Мы это видели, это было и в начале сепаратистского движения в Нагорном Карабахе, это было видно и в ходе войны с Азербайджаном в начале 1990-х годов. Здесь активно действуют внешние силы и факторы. В этих вопросах мы должны занимать четкую принципиальную позицию и вести активную работу с ведущими политическими игроками. Вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта связан с ведущими странами мира. 
Как вы оцениваете нынешние отношения Азербайджана с Грузией? 
— Отношения Азербайджана с Грузией носят традиционно дружественный характер. Они подкреплены историческими факторами. У нас нет друг к другу серьезных территориальных претензий. Понятно, что геополитические процессы, происходящие сегодня в мире, расставляют акценты во внешней политике каждого государства — и Азербайджана, и Грузии. Тем не менее, с учетом этих акцентов, все же наши отношения с Грузией имеют стратегически перспективный характер. Мы связаны множеством проектов. У нас нет серьезных разногласий по внешнеполитическим вопросам, актуальным проблемам международной жизни и региональным проблемам. Понятно, что не все, что делается властями Грузии, должно нам нравиться. Сейчас, по сути, в Грузии создалось в определенном смысле двоевластие. Я думаю, что более четкие и реальные перспективы и приоритеты будут сформированы после того, как решится вопрос властных структур в Грузии. Я думаю, после октября текущего года, когда там пройдут президентские выборы, будет ясно, какие ставит перед собой задачи правительство Грузии. Мы с пониманием относимся к этой проблеме. Мы принимали Президента Грузии, понимая, что принимаем не только личность, но и главу соседнего государства, с которым мы поддерживаем очень тесные, взаимовыгодные, стратегические, партнерские отношения. Исходя из этого, мы и должны обозначать свои политические приоритеты с теми политическими силами в Грузии, которые признает сам грузинский народ. 
Джафар АГАДАДАШЕВ